Что делать, если ребёнок невнимательный?

Что делать, если ребёнок невнимательный?

Такой вопрос часто задают родители, желающие помочь своему ребёнку в учёбе.

Внимание - очень важный процесс, от которого зависит успешность учебной деятельности школьника.  Очень часто  плохие оценки ребёнка объясняются его невнимательностью.  Так что же мешает  сосредоточиться на выполнении поставленной задачи и чем родители могут помочь?

Прежде всего, стоит отметить, что у внимания есть несколько важных свойств. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость  - способность не отвлекаться от предмета деятельности и сосредоточенно заниматься чем-то в течение длительного времени. Противоположное свойство – отвлекаемость внимания.

Концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности на каком-либо объекте или действии. Противоположное свойство – рассеянность внимания.

Распределение – способность удерживать в центре внимания определённое число разнородных объектов и выполнять несколько действий одновременно.

Переключаемость – умение переводить внимание от одного объекта на другой. Это способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Объём – количество объектов или информации, которые одновременно  находятся в сфере повышенного внимания.

Внимание можно и нужно тренировать, т.к. умение концентрироваться на выполнении поставленной задачи очень важно для  достижения успехов в обучении.

 Упражнения по развитию внимания помогут:

  • научить ребёнка выделять, воспринимать и осознавать важные детали из общего фона;
  • рассредоточивать и переключать внимание;
  • улучшить способность запоминать и сортировать информацию.

Упражнение «Найди букву»

Для упражнения понадобятся листки с текстом. В течение определённого времени (5 минут) нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся в тексте буквы. Указать можно любую букву или даже одновременно искать несколько букв: одну зачеркнуть, другую подчеркнуть, третью обвести. Ёще более сложный вариант: во время выполнения задания можно читать ребёнку сказку, а после он должен ответить, что услышал и понял из сказки.

Упражнение «Найди слова»

Отличное упражнение для развития внимательности – поиск слов, которые «спрятались» внутри. Например: коса, мель, столб, дорога, смех, котлета, победа, угроза, удочка и т.д.

Упражнение «Снежный ком»

Игроки поочередно называют по одному слову, повторяя при этом все предыдущие. В результате цепочка слов удлиняется и с каждым ходом нужно запоминать всё больше слов.  На начальном этапе можно договориться называть слова, объединённые каким-то общим признаком, например, овощи, посуду, одежду, школьные принадлежности.

Упражнение «Найди отличия»

Это упражнение построено на сравнении двух одинаковых изображений. Во многих детских журналах встречаются такие задания. Ребенку необходимо сопоставить две картинки, найти отличия и подробно описать их словами.

Упражнение «Дорисуй недостающее»

Ребенок должен дорисовать недостающие детали на рисунках, чтобы они соответствовали образцу.  Сначала рисовать можно, глядя на картинку, а затем делать это по памяти.

Упражнение «Чтение с помехой»

Необходимо одновременно читать текст, при этом стараясь уловить смысл прочитанного и что-нибудь делать руками (например, выстукивать карандашом определённый ритм).

Такие упражнения и игры очень нравятся детям. Выбирать задания можно, исходя из того, что ребёнку интереснее. Но при любых занятиях важно помнить, что главное в обучении – спокойная обстановка, позитивный настрой и удовольствие от процесса.

Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Кирилюк Елена