Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Задачи родителей в поддержке эмоционального развития
Эмоциональное развитие ребенка от младенчества до подросткового возраста проходит несколько этапов, в течение которых ребенок знакомиться с все новыми эмоциями, учиться с ними обходиться.
Но наиболее глубокое эмоциональное развитие происходит в дошкольном возрасте: постигнув предметный мир (мир вещей), ребенок начинает постигать мир душевный – мир чувств и отношений.
4-5 лет – самый «нежный», психически уязвимый возраст, все детские неврозы (тики, заикания, энурезы ,фобии, психосоматические заболевания) стартуют чаще всего в этом возрасте.
В младенчестве у ребенка еще нет дифференцированных эмоций, есть только 2 состояния:
- покой/удовлетворение, удовольствие;
- беспокойство/тревога/неудовольствие.
В раннем возрасте (1-3) эмоции начинают дифференцироваться, т.е. разделяются: переживание покоя разделяется на чувства радости, удивление, любопытство и др. Переживание беспокойства также дифференцируется на: злость, страх.
Здесь особо хотелось бы отметить, что эмоции не бывают плохими и хорошими, и злость и страх возникают у ребенка не потому что родители сделали что-то не так. Все эмоции человеку необходимы и всем должно быть место в мире.
Задача родителей – научить детей управлять своими эмоциями.
А для того, чтобы ребенок (да и взрослый) мог своими эмоциями управлять, он должен уметь их:
- осознавать;
- приемлемыми способами выражать (размещать в мире).
В этом случае человек сможет управлять эмоциями, а не они будут им управлять.
Обучение осознаванию эмоций
Для того чтобы ребенок научился сам понимать что он испытывает – родители обозначают и называют его эмоции. Каждый из вас, я думаю, наблюдал ситуацию общения мамы с маленьким ребенком и у каждого из вас точно есть этот опыт. Пример: на улице громко залаяла собака – ребенок вздрогнул и заплакал. Мама: ой, мой мальчик испугался злую собаку! Давай я тебя пожалею! Т.е. мама сначала обозначает для ребенка, что с ним произошло. Для ребенка случившееся – просто внезапно стало как-то плохо – мама обозначила это плохо. И если мама каждый раз когда ребенок будет пугаться будет это чувство обозначать – через какое-то время он сам научиться именно эти переживания отличать и через год уже сам скажет маме в ситуации страха «я испугался, я боюсь». Здесь тот же механизм обучения, что и, например, при изучении предметов окружающего мира: ребенку 10 раз сказали, что это мяч и он теперь сам может распознать среди других предметов этот мяч.
То же самое и с другими эмоциями: радость (ребенок плещется в ванне и радостно гулит, мама – наш мальчик купается, ему нравиться купаться, купаться – это здорово), злость (ой, какой злой, как наш мальчик разозлился).
Обучение выражению эмоций
Эмоции нужно выражать. Сдерживание эмоций не приводит ни к чему хорошему (ведет к невротизации личности). Если их сдерживать – мы перестаем сознательно управлять своим поведением – им начинают управлять наши эмоции.
Воспитание ребенка предполагает научение его управлению своими эмоциями, к сожалению, чаще всего в нашей культуре принято обучать ребенка сдерживать свои эмоции: не кричи! не плачь! немедленно успокойся! тебе не больно! не дерись! не злись!
На маленьких детях (до 5 лет) очень хорошо видна разница между тем, когда ребенку позволили прожить эмоцию и когда не позволили:
Ребенок бежал, упал, ударился, испугался, заплакал, ища глазами маму.
Варианты поведения мамы:
- мама сразу подошла, помогла встать, взяла на ручки, прокомментировала: ты упал, ударился, тебе больно, пожалела ушибленное место, приговаривая как сильно болит, как сильно ударился. Как правило если ребенок ничего себе серьезно не повредил уже через 1-2 минуты он сам сползет с маминых коленей и помчится дальше по своим делам с радостной улыбкой на лице.
- мама не подошла вовсе – сам разбирайся;
- мама подошла, но вместо жаления накричала – быстро вставай / тебе не больно / сколько раз говорить, чтобы не носился сломя голову / сам виноват / я тебя предупреждала, ну или еще и по попе даст. В этом случае ребенок начнет голосить еще больше или плакать перестанет, но будет ныть и всхлипывать. И радостная улыбка вряд ли скоро вернется на его лицо, а уж мчаться куда-то дальше и подавно не захочется.
В чем принципиальная разница между этими вариантами поведения мамы?
Разница в том, что в первом варианте мама позволила ребенку пережить возникшую эмоцию, справиться с ней, т.е. и контейнировала ее.
Контейнирование – это термин для обозначения принятия и выдерживания чувств другого человека, с которыми он не может справиться самостоятельно без прямого эмоционального ответа на эти чувства.
Контейнирование родителями детских чувств дает ребенку опыт того, что:
- в моих чувствах нет ничего плохого;
- я могу испытывать любые чувства;
- мои чувства ничего не разрушают;
- я могу с ними справиться.
Если родители способны пережить любые детские чувства (будь то страх, злость и др.), справиться с ними – это в дальнейшем даст ребенку способность справиться с ними самому.
Взрослые умеют (ну или должны уметь) контейнировать свои чувства самостоятельно. (Мы же не набрасываемся с кулаками на каждого, кто нас разозлил) Но и у взрослых бывают ситуации, когда им тоже нужен контейнер, когда сами не могут справиться (какие-то тяжелые переживания, горе утраты, например).
Дети пока не могут делать это самостоятельно, поэтому родители должны им помогать в этом:
грусть, боль – нужно отгоревать, отплакать;
злость, агрессию – выразить вербально или физически (покричать, подраться);
страх – отбояться, обеспечить безопасность и возможность защиты;
интерес, любопытство – дать возможность удовлетворить.
Обозначение и контейнирование детских чувств – главные родительские задачи в эмоциональном развитии ребенка.