ДЫХАНИЕ И ГОЛОС . УКРЕПЛЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ .

ДЫХАНИЕ И ГОЛОС . УКРЕПЛЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Вам надоели кашель и охриплый голос ваших деток? Вам не по себе от той мысли , что снова придется « кормить» ребятишек антибиотиками ? Тогда не ждите , когда ваш ребенок заболеет в очередной раз , а уже сейчас начните выполнять с ними систему дыхательных упражнений , предназначенную для общего оздоровления , развития физиологического и речевого дыхания и голосового аппарата.

Дыхание – жизненно необходимый процесс для человека , база звукообразования и всей речи в целом . Существует два вида дыхания : физиологическое , которое протекает непроизвольно и рефлекторно , обеспечивая организм человека кислородом , и фонационное , или речевое ( певческое ) , задачи которого- обеспечение организма кислородом плюс звукообразование .

Существует множество специальных методик ( по К.П.Бутейко , А.Н. Стрельниковой , М. С. Норбекову ) , направленных на развитие физиологического дыхания , суть которых – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра , что влияет на оздоровление организма .

В домашних условиях можно самостоятельно развивать с ребенком речевое дыхание и голос прежде всего для профилактики болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; регуляции дыхательного ритма; крепление мышц лица и грудной клетки ; повышения умственной работоспособности детей , а также для формирования навыков правильного речевого дыхания и нормализации звукопроизношения .

Приучайте ребенка дышать обязательно через нос! Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Дыхание через нос предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Целью тренировки певческого (речевого)  рёберно – диафрагмального дыхания является тренировка длительного выдоха , а не выработка умения вдыхать большое количество воздуха ,и умение рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха . Расслабление их должно проходить постепенно.

Для выработки певческого дыхания существуют специальные упражнения, которые можно проводить с детьми дошкольного и младшего возраста в игровой форме дома. Однако и старшим детям эти упражнения будут полезны. Да и взрослые почувствуют себя значительно лучше, выполняя их со своими детьми.

Итак, если Вы решили начать предлагаемую работу, то запомните следующие правила:

  • Обязательно выполняйте упражнения вместе с детьми;
  • Разнообразьте упражнения (одни и те же упражнения надоедают детям, вызывают недовольство, разочарование, скуку);
  • Чётко объясняйте и показывайте, как выполнять упражнение;
  • Относитесь к выполнению упражнений серьёзно, не превращая это в смешную и никчёмную забаву;
  • Время проведения дыхательных упражнений – 10 минут;
  • Не переутомляйте ребёнка, достаточно 3-5 повторений каждого упражнения;
  • Упражнения выполняйте в положении сидя или стоя, в удобной, расслабленной позе, без напряжения. Грудная клетка расправлена. Следите за осанкой;
  • Следите, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею;
  • Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;
  • Выдыхаемый воздух не нужно задерживать, можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля (щёки надувать нельзя);
  • На начальных этапах выполнения упражнений можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля;
  • Упражнения могут выполняться под счёт;
  • Все дыхательные упражнения проводите до еды в хорошо проветренном помещении. За час до сна также хорошо выполнять дыхательные упражнения, они будут способствовать ещё и расслаблению, упокоению, спокойному засыпанию.

Начать воспитание правильного дыхания нужно с формирования правильной осанки:

  • Свободно дышать и говорить можно только тогда, когда человек правильно стоит, не напрягает мышцы плеч и шеи, прямо держит голову;
  • Каждое занятие гимнастикой начинайте следующими словами: «Сядем (станем) с тобой ровно, не сутулясь, расслабим мышцы спины, плечи опустим вниз. Теперь немного откинем тело назад: спина стала крепкой, прямой, мышцы спины – упругими, а руки, шея, плечи – свободными и лёгкими».Такое положение должно стать привычным, естественным не только в данный момент, но и вообще в жизни. А сделать такое положение тела привычным можно путём тренировки.

Замечательный понедельник

Положение тела: вы сидите лицом к своему ребёнку.

Будем учиться правильно расходовать воздух, «добирать» его во время паузы, дышать легко и естественно.

«Цветочный магазин». (это упражнение поможет ребёнку понять, как выполнять комбинированное дыхание). Представь, что мы пришли в цветочный магазин и нам захотелось понюхать красивый аромат цветов. Мы шумно вдыхаем через нос. Живот при этом выпячиваем вперёд, надувая его, как шарик, а выдыхаем со звуком [а]. Повторим упражнение 3 раза.

«Насос». Наклоняясь вперёд, будем накачивать воздух в шину воображаемого автомобиля при помощи насоса. Вдох – короткий, ладони, сжатые в кулаки, подтягиваем к груди. Выдох со звуком [ф – ф – фу], руки с усилием опускаем вниз. Повторим 3 раза.

«Проколотый мяч». Нажимая двумя руками на воображаемый проколотый мяч, выпускаем из него воздух. Делаем медленный глубокий вдох – затем медленно выдыхаем воздух со звуком [с-с-с], постепенно сводя ладони. Повторим 3 раза.

«Задуваем свечи». Задуем на выдохе коротким «фу» сначала одну свечу, затем вдох и на выдохе задуваем две свечи, затем – три, четыре, пять и шесть.

Теперь будем делать упражнения на тренировку голоса:

  • «тянем» сочетание [ву] на выдохе;
  • «расширяем» и «сужаем» гласные У, О, А, Э, Ы (от тихого до максимально громкого и снова к тихому звучанию гласного на выдохе). Так с каждым гласным;
  • Со звуком [м-м-м] будем простукивать кончиками пальцев различные части лица: щёки, верхнюю губу, нижнюю губу, подбородок, челюсть от подбородка до мочек ушей, крылья носа, надбровные дуги, лоб; а затем туловища: шею, плечи, грудь, живот, левую и правую руки, ноги.

Закончим нашу работу расслаблением.

При слабом вдохе произнесём звук [т-т-т] на выдохе, при этом нижнюю челюсть оставим опущенной и расслабим все мышцы.

Интересный вторник

Займите исходное положение, сидя лицом к ребёнку.

Будем учиться правильно расходовать воздух, «добирать» его во время паузы, дышать легко и естественно.

«Паровоз». Представим, что едет паровоз. Руки сгибаем в локтях и делаем ими возвратно-поступательные движения. Вдыхаем через нос, а выдыхаем со звуками [чух-чух-чух]. Повторим упражнение 3 раза.

«Собери карандаши». Карандаши рассыпаны по полу. На вдохе надуем живот, на выдохе наклоняемся вниз и поднимаем один карандаш. Повторим 3 раза.

«Гармошка». Держим в руках мяч и сдавливаем руками на шумном вдохе, затем делаем произвольный выдох и возвращаемся в исходное положение.

«Задуваем свечи». Задуваем на выдохе коротким «фу» сначала одну свечу, затем вдох и на выдохе задуваем две свечи, затем – три, четыре, пять и шесть.

Теперь сделаем упражнение на тренировку голоса:

  • На одном выдохе будем усиливать и ослаблять звук [ш-ш-ш], изображая шум ветра; [з-з-з] – писк комара; [ж-ж-ж] – жужжание жука; [жь-жь-жь] – жужжание осы; [р-р-р] – рычание собаки.

Выполним упражнение на тренировку «гибкости» дыхания:

  • На одном выдохе произнесем 3 звука [ф], делая короткие промежутки между звуками.

Закончим нашу работу расслаблением (релаксацией) голосового аппарата. Закроем глаза, расслабим мышцы, подышим спокойно и со звуком. Сделаем глубокий вдох, затем на несколько секунд задержим дыхание и со звуком [ф-ф-ф] медленно выдохнем.

Добрая среда

Положение тела: вы стоите напротив своего ребёнка.

Стоять будем с тобой ровно, не сутулясь, спина, плечи свободные и лёгкие. Ноги немного шире, чем на ширине плеч. Руки вытянем вперёд. На 1, 2, 3 нагибаемся вперед – вдох через нос, разгибаемся – выдох через полуоткрытый рот. Повторим еще 2 раза.

«Задержать дыхание». Короткий вдох, задержка дыхания. Сделаем 5 маленьких шажков вперед, выдохнем, задержим дыхание, затем 5 маленьких шажков назад. Вдохнем. Повторим так несколько раз.

Будем учиться правильно расходовать воздух, «добирать» его во время паузы, дышать легко и естественно.

«Дровосек». Ноги на ширине плеч. Возьмем руками «топор», поднимем его над головой и , глубоко вдохнув, сделаем быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (воображаемый удар топором), и короткий выдох с восхищением «ух!».

«Свеча». Глубоко вдохнем и будем медленно и осторожно дуть на воображаемое пламя свечи, чтобы пламя не погасло. Повторим еще раз.

«Трубач». Одну руку поставим на пояс, другую – сжатой в кулак ладонью поднесем ко рту и, выдувая воздух, беззвучно «протрубим» мотив какой-нибудь песни, например, «От улыбки станет всем светлей», сделаем добор воздуха и «протрубим» дальше: «И слону, и даже маленькой улитке».

«Задуваем свечи». Задуем на выдохе коротким «фу» сначала одну свечу, затем вдох и на выдохе задуем две свечи, затем – три, четыре, пять, шесть.

«Надоедливый комар». Вместе с глубоким выдохом разводим ладони в стороны. Теперь медленно со звуком [з-з-з] выдыхаем воздух, сводим руки, чтобы ладони встретились. И, наконец, «убьем комара», хлопнув ладонями, выдохнув остаток воздуха.

«Стон». Вообразим, что болит горло. Негромко, на выдохе «тянем» звук [м-м-м].

Упражнение на тренировку голоса:

  • Гласные У, О, А, Ы по очереди «тянем» так: первые 3 секунды – тихо, затем 3 секунды – увеличивая громкость, заключительные 5 секунд – звук наибольшей громкости.
  • Со звуком [м-м-м] простучим кончиками пальцев различные части лица: щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, подбородок, челюсть от подбородка до мочек ушей, крылья носа, надбровные дуги, лоб; а затем туловища: шею, плечи, грудь, живот, левую и правую руки, ноги.

Закончим нашу работу расслаблением голосового аппарата. Закроем глаза и на вдохе через стороны поднимем руки вверх, а на выдохе – опустим вниз. Опустим вниз голову и расслабим все мышцы.

Веселый четверг

Положение тела – сидя напротив ребенка.

Будем учиться правильно расходовать воздух, «добавить» его во время паузы, дышать легко и естественно.

«Раздуй костер». Набираем воздух через нос и медленно выдыхаем через рот, надувая щеки, стараясь раздуть катер. Повторим упражнение 3 раза.

«День – ночь». На слово «ночь» нужно, вдыхая, закрыть глаза и не дышать. Пауза в три секунды. Глаза сейчас полностью расслаблять. При слове «день» делаем выдох и открываем глаза. Повторим 3 раза.

«Согреем ладошки». Держим ладошки возле губ и выдыхаем теплый воздух, как будто на морозе замерзли руки и нужно их согреть своим дыханием. Стараемся подольше «греть» руки на одном выдохе.

«Задуваем свечи». Задуваем на выдохе коротким «фу» сначала одну свечу, затем вдох и на выдохе задуваем две свечи, затем – три, четыре, пять и шесть.

Теперь будем делать упражнения на тренировку голоса.

«Вьюга». Представим, что началась вьюга. Нужно тихо гудеть со звуком [у-у-у]. А теперь уже сильная вьюга и гудеть нужно громче. Вьюга затихает, и нужно постепенно уменьшать силу голоса. И, наконец, когда вьюга кончилась, нужно замолчать.

«Сирена». Звук [м] тянем громко – тихо, громко – тихо и так в течение 20 секунд.

Закончим нашу работу расслаблением голосового аппарата. Закроем глаза, расслабим мышцы, дышим спокойно и со звуком. Сделаем глубокий вдох, затем на несколько секунд задержим дыхание и со звуком [ф-ф-ф] медленно выдохнем.

Нескучная пятница

Положение тела – стоя напротив ребенка.

Стоять будем с тобой ровно, не сутулясь, спина, плечи свободные и легкие. Ноги немного шире, чем на ширине плеч. Руки вытянем вперед. На 1, 2, 3 нагибаемся вперед – вдох через нос, разгибаемся – выдох через полуоткрытый рот. Повторим еще 2 раза.

«Веточки дерева». Поднимаем руки вверх – это «веточки дерева». Медленный глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вправо, на медленном глубоком вдохе становимся прямо, а на выдохе наклоняемся влево. Повторим еще раз.

«Паровоз»-короткий вдох, долгий выдох (упражнение  по системе В. Емельянова)

«Лошадка» -прищелкивание язычком, « Машина» -вибрация губ, « Самолёт» - на звук «у» (используя соответствующие картинки, протяжно, на цепном дыхании повышая и понижая голос)

Пропевание гласных : А-О-У-И-Э(упражнять в точном  воспроизведении интонации трезвучий, удерживать её на повторяющихся звуках, используя картинки с изображением детей, поющих гласные)

Скороговорки :

Говорил попугай попугаю:

«Я тебя ,Попугай, попугаю».

Попугаю в ответ Попугай:

«Попугай! Попугай! Попугай!»

Тигры время коротали , Вместе с громом рокатали.

(Проговаривание с четкой дикцией, ускорением, разной динамикой)

Закончим нашу работу расслаблением голосового аппарата. Закроем глаза и на вдохе через стороны поднимем руки вверх, а на выдохе – опустим вниз. Опустим вниз голову и расслабим все мышцы.

Автор, преподаватель  Образовательного центра Май Бэби Марозик Снежана 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!