Легко ли быть медиаграмотным?
В современном мире, полном различной информации, крайне важно быть медиаграмотным.
Задача медийной и информационной грамотности как раз и заключается в переработке поступающей информации. Для эффективного взаимодействия с медиа и другими информационными службами необходимо развивать критическое мышление, т.е. наши внутренние фильтры должны работать на полную мощность.
Медийная и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными и письменными; аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.
Человек уже не только и не столько потребляет информацию, сколько постоянно производит и транслирует ее, используя общедоступные медийные каналы и технологии. Их влияние распространилось и на детей.
Воспитание детей в мире медиа предполагает осознанный подход к процессу приобщения ребенка к Интернету и взаимодействию со СМИ. Детей этому нужно в прямом смысле слова учить, настраивать их на критичное восприятие той информации, с которой они могут столкнуться.
Как и любая окружающая среда, медиа может привносить в их жизнь и хорошее, и плохое. Цифровые информационные технологии предлагают огромные возможности для развития ребенка, а в некоторых аспектах превосходят традиционные методы преподавания. Они включают в себя мультимедийные варианты дизайна, непосредственность обратной связи и интерактивности. Они способны повысить мотивацию учащихся, сделав учебный процесс более занимательным и органичным. Кроме того, они обладают потенциалом по созданию возможностей для персонализированного обучения.
Однако многочисленные исследования психологов доказывают, что неконтролируемое потребление некачественной и несоответствующей возрасту медийной информации препятствует формированию речи и артикуляции, не дает детям стимулов для формирования двигательных навыков и органов чувств. Это может привести к дефициту в формировании функций головного мозга.
Многим знакомо чувство удовлетворённости, которое возникает при решении какой-то задачи: «ура, у меня получилось, это здорово, я справляюсь». Это чувство даёт нам дофамин или гормон удовольствия.
Во время развития технологий есть более простой способ получить этот же самый дофамин, в неограниченном количестве, но без усилий. Время, проведенное у экрана, высвобождает гормон дофамин. Удовольствия ребенок получает много (лайки ставятся, видео смотрятся, уровни проходятся), а усилий при этом прилагать не нужно. Уже не нужно решать задачу, рисовать рисунок, строить башню из кубиков. Эмоциональная сфера ребенка привыкает к тому, что факты сменяют друг друга, и ребёнку постоянно требуются новые впечатления.
Вся жизнь ребёнка начинает крутиться вокруг электронного девайса. Неважно, что это: телевизор, планшет, компьютер, телефон. Когда взрослый говорит, что экранное время подошло к концу, он уже просто так не выключит мультик, не отложит телефон в сторону. Начинаются истерики, капризы, агрессия.
Если в адрес ребёнка поступает очень много критики от взрослых, ребёнок чувствует, что им недовольны. В школе учителя замечают только ошибки, родители постоянно говорят, что он делает всё неправильно, неаккуратно, постоянно кричат и ругают. В реальной жизни нет ситуации успеха. Тогда возникает большой соблазн уйти от проблем в виртуальную реальность, где за опубликованную фотографию сразу ставят лайки, за пройденный уровень в игре приходят бонусы. Пусть даже виртуальные, но создаётся ситуация успеха, очень яркая, динамичная.
Если ребенок не верит в себя, у него низкая самооценка и сложности с коммуникацией, он очень болезненно воспринимает неудачи и ошибки, то он начинает «закрываться» и уходить в виртуальную реальность, где не так страшно ошибиться: игру можно перезагрузить, не понравившийся комментарий удалить.
Во взаимоотношениях детей и электронного пространства важно помнить:
- С появлением мира медиа родительские обязанности не изменились. Научите своего ребенка правильному поведению как в реальном, так и в виртуальном мире. Установите границы, дети их ожидают и в них нуждаются.
- Детям всегда нужен образец для подражания. Ограничьте свое потребление медиа. Нельзя требовать от ребенка беспрекословного подчинения правилам, если вы сами их нарушаете.
- Создайте зоны свободные от техники. Например, семейный ужин или поездка в машине. Заряжайте телефоны за пределами детской. Эти действия улучшат взаимоотношения в семье и сделают сон ваших детей крепче.
- Мы учимся друг у друга. Дети развиваются лучше через коммуникацию. Учите детей играть самостоятельно или с друзьями, читать, конструировать, заниматься творчеством, спортом.
- Контент имеет значение. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок. Часть информации оказывается ложной или не имеет смысла, некоторые истории — это плод чьей-то фантазии, на которые не следует обращать внимания. Ваше участие определяет то, как ребенок понимает медиапространство, вы направляете его.
- Новые цифровые технологии дают нам доступ к невероятному количеству информации. Детям необходимо усвоить, что ее чрезмерный объем может оказаться не слишком полезен: нужно уметь разбираться, какая информация действительно полезна.
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Елена Кирилюк
Понравилась статья? Поделись с друзьями!