Легко ли быть медиаграмотным?

Легко ли быть медиаграмотным?

В современном мире, полном различной информации, крайне важно быть медиаграмотным.

Задача медийной и информационной грамотности как раз и заключается в переработке поступающей информации. Для эффективного взаимодействия с медиа и другими информационными службами необходимо развивать критическое мышление, т.е. наши внутренние фильтры должны работать на полную мощность.

Медийная и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными и письменными; аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

Человек уже не только и не столько потребляет информацию, сколько постоянно производит и транслирует ее, используя общедоступные медийные каналы и технологии.  Их влияние распространилось и на детей. 

Воспитание детей в мире медиа предполагает  осознанный подход к процессу приобщения ребенка к Интернету и взаимодействию со СМИ.  Детей этому нужно в прямом смысле слова учить, настраивать их на критичное восприятие той информации, с которой они могут столкнуться.

  Как и любая окружающая среда, медиа может привносить в их жизнь и хорошее, и плохое. Цифровые информационные технологии  предлагают огромные возможности для развития ребенка, а в некоторых аспектах превосходят традиционные методы преподавания. Они включают в себя мультимедийные варианты дизайна, непосредственность обратной связи и интерактивности.   Они способны повысить мотивацию учащихся, сделав учебный процесс более занимательным и органичным. Кроме того, они обладают потенциалом по созданию возможностей для персонализированного обучения.

Однако многочисленные исследования психологов доказывают, что неконтролируемое потребление некачественной и несоответствующей возрасту медийной информации препятствует формированию речи и артикуляции, не дает детям стимулов для формирования двигательных навыков и органов чувств. Это может привести к дефициту в формировании функций головного мозга.

Многим знакомо чувство удовлетворённости, которое возникает при решении какой-то задачи: «ура, у меня получилось, это здорово, я справляюсь».  Это чувство даёт нам дофамин или гормон удовольствия.

  Во время развития технологий есть более простой способ получить этот же самый дофамин, в неограниченном количестве, но без усилий.  Время, проведенное у экрана, высвобождает гормон дофамин. Удовольствия ребенок получает много (лайки ставятся, видео смотрятся, уровни  проходятся), а усилий при этом прилагать не нужно.  Уже не нужно решать задачу, рисовать рисунок, строить башню из кубиков. Эмоциональная сфера ребенка привыкает к тому, что факты сменяют друг друга, и ребёнку постоянно требуются новые впечатления.

Вся жизнь ребёнка начинает крутиться вокруг электронного девайса. Неважно, что это: телевизор, планшет, компьютер, телефон. Когда взрослый говорит, что экранное время подошло к концу, он уже просто так не выключит мультик, не отложит телефон в сторону. Начинаются истерики, капризы, агрессия.

Если в адрес ребёнка  поступает  очень  много критики от взрослых, ребёнок чувствует, что им недовольны. В школе учителя  замечают только ошибки, родители постоянно говорят, что он делает  всё неправильно, неаккуратно, постоянно кричат и ругают. В реальной жизни нет ситуации успеха. Тогда возникает большой соблазн уйти от проблем в виртуальную реальность, где за опубликованную фотографию сразу ставят лайки, за пройденный уровень в игре приходят бонусы. Пусть даже виртуальные, но создаётся ситуация успеха, очень яркая, динамичная.

Если ребенок не верит в себя, у него низкая самооценка и сложности с коммуникацией, он очень болезненно воспринимает неудачи и ошибки, то он начинает «закрываться» и уходить в виртуальную реальность, где не так страшно ошибиться: игру можно перезагрузить, не понравившийся  комментарий удалить.

Во взаимоотношениях детей и электронного пространства важно помнить:

  1. С появлением мира медиа родительские обязанности не изменились. Научите своего ребенка правильному поведению как в реальном, так и в виртуальном мире. Установите границы, дети их ожидают и в них нуждаются.
  1. Детям всегда нужен образец для подражания. Ограничьте свое потребление медиа. Нельзя требовать от ребенка беспрекословного подчинения правилам, если вы сами их нарушаете.
  1. Создайте зоны свободные от техники. Например, семейный ужин или поездка в машине. Заряжайте телефоны за пределами детской. Эти действия улучшат взаимоотношения в семье и сделают сон ваших детей крепче.
  1. Мы учимся друг у друга. Дети развиваются лучше через коммуникацию. Учите детей играть самостоятельно или с друзьями, читать, конструировать, заниматься творчеством,  спортом.
  1. Контент имеет значение. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок. Часть информации оказывается ложной или не имеет смысла, некоторые истории — это плод чьей-то фантазии, на которые не следует обращать внимания. Ваше участие определяет то, как ребенок понимает медиапространство, вы направляете его.
  1. Новые цифровые технологии дают нам доступ к невероятному количеству информации. Детям необходимо усвоить, что ее чрезмерный объем может оказаться не слишком полезен: нужно уметь разбираться, какая информация действительно полезна.

Автор, преподаватель  Образовательного центра Май Бэби Елена Кирилюк

Понравилась статья? Поделись с друзьями!