Как развивать фонематический слух ребёнка
Консультация логопеда:
Как развивать фонематический слух ребёнка
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать звуки родного языка. В норме этот слух формируется с шести месяцев до одного года и семи месяцев, но развитие и совершенствование его продолжается в дошкольном возрасте. Зачастую родители считают, что если выучить с ребёнком в раннем возрасте буквы, то он будет в будущем грамотно читать и писать. Но практика показывает, если у малыша есть нарушение фонематической системы, то при обучении возникают трудности. При правильном речевом развитии у детей развивается: 1.способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова; 2.способность различать слова, похожие по звуковому составу.
Для того, чтобы определить, есть ли у вашего ребёнка нарушение фонематического слуха, ему нужно с вами сыграть в игру «Повтори за мной». Малыш должен запомнить слоговые ряды и постараться их повторить за взрослым. Детям до пяти лет нужно запомнить ряды из двух слогов, старше – их трёх слогов. Ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, лучше закрыть губы листом бумаги. Потом определяем, как ребёнок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (точка-кочка, коза-коса). Также можно предложить выбрать картинку или рассказать о значении слов (например, «Что такое миска и что такое мишка?»). Если у малыша наблюдаются стойкие ошибки в различении парных звуков и слов, необходимо проконсультироваться с логопедом.
Игры, направленные на формирование фонематического слуха
1 этап-узнавание неречевых звуков
Игра «Волшебные звуки». Взрослый вместе с ребёнком слушает аудиозаписи природных звуков, пение птиц, голоса животных, бытовые шумы. Обсудите какие звуки похожи, чем различаются, где их можно услышать.
Игра «Повтори за мной». Ребёнок должен повторить ритмический рисунок за взрослым из 2-4 хлопков.
2этап-различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу». Малышу нужно отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал по имени (взрослые могут менять силу голоса).
Игра «Тихо-громко». Когда взрослый произносит слова громко, ребёнок бежит. А когда тихо, то он приседает или выполняет другое движение.
3 этап-различение слов, близких по звуковому составу
Игра «Внимательные ушки». Взрослый произносит слова, а ребёнок должен их повторить (например, коса-оса-лиса).
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь правильно звучащее слово». Ребёнок хлопает в ладоши, если слышит правильный вариант слова (форота, морота, ворота).
Игра «Найди ошибку». Малыш слушает стихотворение, находит ошибку и исправляет её (Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный дуб-суп).
4 этап- различение слогов
Игра «Что лишнее?». Ребёнок должен топнуть, хлопнуть или ударить по столу карандашом, если услышит лишний слог (например, да-та-да-да).
Игра «Прохлопай слово». Взрослый сначала вместе с ребёнком произносит слово, деля его на слоги, далее малыш делит слово самостоятельно).
5 этап- различение звуков
Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок хлопает, если услышит заданный звук.
Игра «Придумай слово». Ребёнок должен придумать как можно больше слов на заданный звук в любой позиции.
6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Игра «Повторяшки». Взрослый называет ряд звуков, ребёнок повторяет ряд и определяет их количество.
Игра «Угадай-ка». Взрослый называет слово по звукам медленно(к-а-р-т-а), а ребёнок должен его повторить. Затем ребёнку задают вопросы: какой первый или четвёртый звук в слове?, какой звук идёт после звука «р»?, между какими звуками стоит звук «а»?).
Именно в раннем детстве закрепляется большинство речевых ошибок, поэтому родители должны слушать то, что говорит ребёнок и стараться его исправить.
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Лукашевич Л.Г.