Любят ли Ваши дети читать?
Многие ли современные родители ответят утвердительно на данный вопрос?
Сегодняшние дети живут в перегруженной информационной среде. Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы — это часть жизни образованного человека. Дети столько получают информации через интернет и телевидение, что времени на чтение у многих просто не хватает. Да и зачастую дети говорят: «Зачем мне читать? Я посмотрю кино, мультфильм или в интернете найду ответ на вопрос. Читать – это долго!».
Действительно, чтение занимает много времени и даже сил у детей. Почему? Да потому, что чтение – это особый мыслительный процесс, при котором нужно совершить некоторое волевое усилие, начать анализировать прочитанное, а это достаточно трудно для ребенка. Вот и выходит, что многие дети не любят читать, потому что трудно проделать такую работу, ведь гораздо легче и проще включить интернет и посмотреть яркие картинки или послушать аудиокнигу.
Любовь к чтению развивается постепенно. Привить эту любовь - великий труд родителей и педагогов. Но если ребенок полюбил чтение – это огромный шаг к успешному обучению в школе, к дальнейшему саморазвитию.
Современный мир требует от детей и взрослых быстро и успешно усваивать огромное количество текстовой информации: учебники в школе и в университете, статьи в интернете и посты в Инстаграме, новостные посты, которые обновляются с огромной скоростью. От того, насколько быстро человек читает, как быстро он усваивает информацию, зависит продуктивность в самых разных областях деятельности. Поэтому школьники, которые владеют техникой быстрого чтения, способны учиться лучше других сверстников. А если ребенок быстро и с охотой читает, хорошо и надолго запоминает прочитанное, то ему не приходится тратить много времени на выполнение домашних заданий, освоение нового материала даётся ребенку легко, а потому учиться в школу ребенок идет с радостью.
Как привить любовь к чтению современным детям?
Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?
Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?
- Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
- Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
- Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
- Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
- Формируйте читательские привычки. У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
- Подавайте личный пример. Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.
- Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
- Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
- Не заставляйте читать насильно. Это вызовет лишь протест у ребенка. Не нужно заставлять и дочитывать книгу, если она не понравилась. Детей, которые совсем не хотят читать художественную литературу, можно попробовать заинтересовать книгой, связанной с их хобби и увлечениями. Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга обычно интереснее фильма. Вы не представляете, сколько школьников ринулось читать «Войну миров» или «Гарри Поттера» после выхода этих фильмов.
Помните, что чтение – это захватывающая работа, требующая усилий от ребенка. Если ребенок полюбит эту работу, жизнь раскроется и заиграет новыми красками!
Успехов Вам, уважаемые дети и родители!