Психологическая готовность к обучению в школе

У многих родителей, имеющих маленьких детей, к 5-6 их годам появляется масса вопросов и волнений, связанных с поступлением в школу. Во сколько лучше идти: в 6 лет или в 7? Готов ли мой ребенок к школе? Выдержит ли он нагрузку? Что значит быть готовым или неготовым к школе? Нужно ли делать что-то специальное, чтобы подготовить ребенка к школе?  и т.д.

Родительская встревоженность этим событием вполне оправдана, так как успешность ребенка в школе, его психологическое благополучие и физическое здоровье во многом зависят от своевременного начала школьной жизни, от уровня психологической  готовности к обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития  ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

А.И.Запорожец указывал, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».Т.е. психологическая готовность к школе – это зрелость психики ребенка.

Поскольку каждый ребенок индивидуальность, то у каждого по-своему протекают различные процессы в организме и со своей скоростью идет развитие и созревание. В среднем готовность к обучению к школе формируется в возрасте от 6 до 7,5 лет. Есть данные, указывающие на то, что  к 7 – 7,5 годам к школе готовы больше 80 % детей, а к 6 – 6,5 лет – меньше 40%.

Как же понять, попадает ли ваш 6-летка в эти 40% или стоит подождать еще год и пойти в школу попозже?

В этом вопросе нам поможет разобраться более подробное рассмотрение компонентов психологической готовности к школе:

  • интеллектуальной готовности;
  • мотивационно-личностной готовности;
  • социальной готовности;
  • сформированности предпосылок учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это уровень развития познавательной сферы личности, а именно познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания.

У дошкольников преобладают непроизвольное внимание и память, т.е. ребенок обращает внимание на что-то яркое, необычное, неожиданное и такая информация сама по себе запоминается. К возрасту поступления в школу должны усиливаться произвольные процессы: способность обращать внимание на то, что говорит взрослый, даже если это не очень интересно, способность сосредотачиваться на выполняемом задании длительное время, способность к произвольному запоминанию необходимой информации.

К началу школьного возраста у ребенка также должен быть определенный уровень развития мышления, сформированы мыслительные операции – обобщение, классификация, сравнение, анализ и синтез. Ребенок должен хорошо уметь решать логические задачи на наглядно-образном уровне.

Интерес к знаниям, любопытство, стремление к получению знаний, удовольствие от процесса обучения – это также показатели высокого уровня интеллектуальной готовности ребенка к обучению.

Низкий уровень интеллектуальной готовности может привести к тому, что ребенок будет плохо усваивать программу.

К мотивационно-личностной готовности относятся особенности мотивационной сферы личности и развитие эмоциональной сферы.

Ведущей деятельностью и ведущей мотивацией ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому занятия для дошкольников должны быть в игровой форме, так лучше всего усваиваются знания, формируются умения и навыки. К школьному возрасту игровая мотивация начинает уступать учебной и учебная деятельность становиться ведущей для ребенка.

Учебная деятельность отличается от игровой тем, что она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Ребенок с ведущей учебной деятельностью способен усваивать знания не только в процессе игры, но в непосредственно учебном процессе. Такой ребенок получает удовольствие от процесса выполнения заданий, проявляет любознательность, интерес ко всему новому, он учиться не потому, что заставляет мама или за награду, а потому что ему интересно.

Признаком преобладающей учебной мотивации является выбор ребенком игр и занятий, связанных с обучением (например, изучение букв и цифр, чтение книг, выполнение различных заданий по раскрашиванию, соединению точек; игры в школу, где ребенок выбирает роль ученика, а не учителя и другие).

В компонент мотивационно-личностной готовности входит также мотивация посещения школы. Практически каждый ребенок дошкольного возраста хочет в школу. Однако неизвестно, что скрывается под этим его желанием, так как невозможно хотеть то, чего ты не знаешь. Можно испытывать любопытство и желание узнать. Поэтому когда дошкольник говорит «я хочу в школу», он имеет в виду, что он хочет узнать что же это такое или просто отражает желание родителей.

Выделяют несколько типов мотивации посещения школы:

  • учебно-познавательная (стремление обучаться и интерес к знаниям);
  • социальная (понимание необходимости учения);
  • позиционная (стремление к новой роли в жизни – роли школьника);
  • внешняя (привлекает внешняя атрибутика или стремление в школу из-за желания оправдать ожидания родителей, страх);
  • мотивация получения высоких отметок (также связана с желанием оправдать ожидания родителей);
  • игровая (интересна не учебная деятельность, а переменки, игры с одноклассниками, приход/уход из школы и т.д.).

Преобладание первых трех типов говорит о сформированности зрелой мотивации посещения школы.

Уровень развития эмоциональной сферы также является важным показателем при диагностике готовности/неготовности к школе.

Эмоционально зрелого ребенка характеризует:

  • устойчивое эмоциональное состояние (не начинает плакать при любой неприятности);
  • независимость от мамы (спокойно отпускает маму, остается один с другим взрослым);
  • умение контролировать свои эмоции (не бросается с кулаками на обидчика, не кричит на весь класс от хорошего настроения);
  • позитивное представление о себе (адекватная самооценка);
  • отсутствие невротических проблем  (грызение ногтей, заикание, тики, энурез), повышенной тревожности.

Нормой для дошкольника является завышенная недифференцированная самооценка: ребенок считает себя очень хорошим несмотря ни на что. Соответственно и результаты своей деятельности он рассматривает также: если я хороший, то я все всегда делаю хорошо. Недифференцированная – это значит слитая, общая, ребенок не может оценить свои отдельные качества. Завышенная – это значит, что представление о себе у ребенка немного лучше, чем есть на самом деле.

К началу школьного возраста самооценка:

  • во-первых, перестает быть недифференцированной: т.е. ребенок уже может оценить свои отдельные качества – я хороший мальчик, но написал не очень красиво;
  • во-вторых, становиться более адекватной, т.е. ребенок уже начинает относиться к себе более критично и понимает, что он не самый лучший во всех областях своей жизни.

Адекватная дифференцированная самооценка – очень важное новообразование в системе психологической готовности к школе. Если ребенок идет в школу с недифференцированной завышенной самооценкой – ему сложно будет принимать критику учителя, так как любое замечание он будет воспринимать как критику всего себя, своей личности. Следовательно будет очень сильно переживать любую  неудачу, будет обижаться на учителя, на школу.

Низкий уровень мотивационно-личностной готовности может привести к формированию негативного отношения к школе, нежеланию учиться.

К социальная готовности  можно отнести:

  • умение себя обслужить (сходить в туалет, одеться/раздеться, покушать, сложить свои вещи);
  • умение обратиться за помощью к взрослому при необходимости;
  • умение строить отношения со взрослым (выполнять требования, подчиняться, слушать, не обижаться на замечания и т.д.);
  • умение строить отношения со сверстниками (умение идти на контакт с другими детьми, организовать совместную деятельность, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и т.д.).

Как правило, дети, посещавшие дошкольные учреждения, не имеют больших сложностей в области социальной готовности. Чаще всего такие трудности бывают у детей, воспитывавшихся до школы исключительно в семье. Поэтому психологами рекомендуется хотя бы один год до школы посещать детский сад.

Сформированность предпосылок учебной деятельности. Самой важной составляющей данного компонента является произвольность поведения. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.

Произвольность – это способность владеть и управлять своим поведением, способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы, двигательную активность.

Ребенок со сформированной произвольностью в процессе обучения:

  • с первого раза слышит и понимает инструкцию;
  • исправляет свое поведение, если ему сделать замечание;
  • способен быть сосредоточенным и вовлеченным на протяжении всего урока;
  • не нуждается в дополнительных стимуляциях для выполнения заданий;
  • способен на волевое усилие, даже если ему не хочется что-то делать.

Произвольность поведения связана с дозреванием лобных отделов коры головного мозга, которое чаще всего завершается к 7 годам. Следовательно, произвольность поведения у ребенка формируется ближе к этому возрасту.

Также к предпосылкам учебной деятельности относятся:

  • способность воспринимать на слух, понимать и запоминать инструкцию педагога;
  • анализировать образец и копировать его;
  • выполнять задание по аналогии;
  • умение находить и корректировать свои ошибки;
  • сформированность мелкой моторики руки (зрелость руки к письму).

Несформированность школьной зрелости (произвольности) может привести к проблемам с поведением на занятиях и формированию негативного представления о себе у ребенка.

Таким образом, для определения уровня психологической готовности /неготовности ребенка к обучению в школе необходима комплексная оценка всех описанных компонентов.

Родители, наблюдая за ребенком, беседуя на разные темы, замечая особенности его игры, взаимодействуя с педагогами ребенка (воспитатель детского сада, руководитель кружка, секции), могут попытаться самостоятельно оценить его уровень психологической готовности к школе. Однако если у родителей нет уверенности и много сомнений – можно обратиться за специализированной диагностикой к детскому психологу. Психологи имеют в своем арсенале большое количество специальных методик, направленных на изучение всех компонентов психологической готовности к обучению в школе.