Развитие движений и двигательных навыков в детстве.

Развитие движений и двигательных навыков в детстве.

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Раннее детство — время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни.

 Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

  • движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
  • движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.

Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни.

Навыки ручных действий весьма полезны, а часто просто необходимы в жизни современного человека. Большинство навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков? При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются новые связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений — шить, вязать, делать поделки из различных материалов — учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.

Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков — раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто.

Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто. В наше время почему-то мало говорят о важности формирование умений и навыков у малышей. Упор делается на знания — модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который научился читать и решать задачки, не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? Советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, — бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, — пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

Игры и упражнения для развития ручной моторики:

  • Массаж рук/самомассаж
  • Разминать тесто, пластилин, глину
  • Вдавливать детали в пластилин
  • Мять бумагу
  • Рвать бумагу
  • Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень.
  • Сортировать мелкие предметы
  • Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.
  • Пересыпать сыпучие материалы
  • Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
  • Использовать разнообразные конструкторы
  • Собирать паззлы
  • Изготавливать поделки из различных материалов
  • Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур
  • Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их
  • Использовать мозаику
  • Нанизывать бусины на шнурок
  • Шнуровать
  • Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички
  • Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии
  • Отстегивать и пристегивать прищепки
  • Разматывать и наматывать на руку шнурок
  • Запускать пальцами волчки
  • Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок
  • Заводить ключиком игрушки
  • Показывать театр на пальчиках
  • Выкладывать фигуры из палочек

Подобные игры способствуют развитию:

- воображения, мышления, способности к анализу;

- тактильной (кожной) чувствительности;

- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

- словаря;

- предметной деятельности;

- терпения и усидчивости;

- пространственной ориентации.

 

Автор, преподаватель  Образовательного центра Май Бэби Пышная Юлия

Понравилась статья? Поделись с друзьями!