Развитие движений и двигательных навыков в детстве.
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Раннее детство — время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни.
Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
- движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
- движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни.
Навыки ручных действий весьма полезны, а часто просто необходимы в жизни современного человека. Большинство навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков? При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются новые связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений — шить, вязать, делать поделки из различных материалов — учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.
Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков — раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто.
Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто. В наше время почему-то мало говорят о важности формирование умений и навыков у малышей. Упор делается на знания — модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который научился читать и решать задачки, не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? Советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, — бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, — пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.
Игры и упражнения для развития ручной моторики:
- Массаж рук/самомассаж
- Разминать тесто, пластилин, глину
- Вдавливать детали в пластилин
- Мять бумагу
- Рвать бумагу
- Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень.
- Сортировать мелкие предметы
- Использовать инструменты — ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.
- Пересыпать сыпучие материалы
- Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
- Использовать разнообразные конструкторы
- Собирать паззлы
- Изготавливать поделки из различных материалов
- Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур
- Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их
- Использовать мозаику
- Нанизывать бусины на шнурок
- Шнуровать
- Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички
- Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии
- Отстегивать и пристегивать прищепки
- Разматывать и наматывать на руку шнурок
- Запускать пальцами волчки
- Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок
- Заводить ключиком игрушки
- Показывать театр на пальчиках
- Выкладывать фигуры из палочек
Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Пышная Юлия
Понравилась статья? Поделись с друзьями!