Ребёнок и его демонстративность, часть 3
Уход от деятельности.
В некоторых случаях чрезмерная потребность во внимании к себе непосредственных проявлений в поведении не влечет, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой - из-за высокой степени тревожности он опасается, что такое его поведение вызовет у окружающих лишь отрицательную реакцию. Этот конфликт разрешается развитием защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а настоящая его жизнь проходит в мечтах. Такую разновидность поведения называют «уходом от деятельности».
Как вернуть фантазера на землю.
В ситуации ухода от деятельности нужно развернуть активное воображение демонстративного ребенка во внешний мир и направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку необходима такая сфера применения, которая сможет насытить его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, например, занятиями рисованием. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание и ощущение успеха.
Если никаких художественных способностей у ребенка нет, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показов репродукций или, что гораздо лучше, картин на выставке и после того, как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается попробовать создать нечто подобное самому. Яркие декоративные рисунки, вообще, удаются детям хорошо, а детям с развитым воображением в ситуации ухода от деятельности - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в гости. Они действительно красивы, а главное - нет никаких поводов для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.
Нередко, слушая подобные рекомендации, родители и педагоги высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" и усилиться демонстративность. При таких сомнениях психологи еще раз подчеркивают, что демонстративность – не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Особенность эта складывается довольно рано. Далее она может развиваться либо естественно, либо противоестественно. Естественно - если ребенок встречает понимание со стороны окружающих. Тогда это приводит вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению стойко преодолевать трудности и препятствия. И противоестественно: в негативистических формах или в виде ухода от деятельности, грозящей потерпением неудачи.
В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Рассказывать об этом родителям, обычно, не следует, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут помешать нормальному воспитанию ребенка. Однако, некоторым – тем, кто чересчур упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", консультант должен представить и такой сценарий, дав им понять, что в действительности угрожает их ребенку, если они не изменят своих взглядов на воспитание.