Ребёнок и его демонстративность

Демонстративность – часто встречающаяся личностная особенность. Как видно из самого названия, проявляется она в том, что ребенок все время старается себя показать - продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится постоянно быть в центре внимания.
Обычно, детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения всеобщего внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я всех стесняюсь!».

Демонстративность – хорошо это или плохо?
Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является чертой отрицательной или нежелательной, хотя иногда она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником весьма действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима при занятиях почти любыми видами искусства. Если у человека отсутствует потребность в привлечении внимания окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность важна особенно).

Мнимые болезни.
Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания дети с высоким уровнем демонстративности, «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как если бы их болезнь была значительно более тяжелой, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно повнимательнее прислушаться к своему организму. Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, меня, кажется, немного тошнит!. Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов, поэтому тошнота, боли, спазмы действительно могут возникнуть.

Чрезмерное беспокойство окружающих по поводу самочувствия демонстративного ребенка побуждает его все чаще прибегать к такому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей. Например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок не вполне подготовлен.