Учить - играя

Учить - играя

Первые два года ребенка в школе – это своего рода испытательный срок для ребенка и родителей.

Начать разговор о том, что дает семья младшему школьнику и как родители могут помочь ребенку учится, мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше? – девочка ответила: "Об этом сказала учительница".

Многие родители заметили, что с началом школьной жизни их авторитет у детей несколько снизился.  Если учительница сказала –  так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребенок и понял учителя не совсем (а иногда и совсем) неправильно.

Но несмотря на это, именно семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Другими словами, ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте ребенок в семье продолжает играть. И это психологически для него очень важно. И именно через игру можно научить ребенка учиться, помочь ему добиться успеха в школьной жизни, снизить тревожность и дать определенные знания. Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры с «правилами», или ролевые игры. Дети часто просят поиграть родителей с ними: старайтесь не отказывать, покажите своему ребенку как надо играть. Ролевые игры не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого.

Проведенный в школе опрос учащихся начальной школы показал, что ребята проводят много времени за компьютером, телефоном, просто слоняются без дела по квартире, не зная, чем себя занять. На вопрос, как бы Вы хотели провести свободное время 60 % ответили – поиграть с родителями, провести время вместе. Любимым делом же своих родителей большинство учащихся считает - нахождение в телефоне.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким Вы видите своего ребенка в будущем?
  2. Что необходимо для успешного обучения ребенка в школе?
  3. Какие способы и методы Вы используете в своей семье, чтобы помочь ребенку учиться?
  4. Сколько свободного времени в день Вы уделяете своему ребенку (кроме времени потраченного на подготовку домашнего задания)?
  5. Любимое занятие Вашего ребенка? Что любит делать ребенок с Вами?
  6. В какие игры Вы играете с ребенком для повышения его мотивации к обучению?

Давайте научимся проводить время вместе с детьми, с пользой и с удовольствием!

Игры и упражнения, которые помогут стать успешнее в школьной жизни, сблизят детей и родителей.

  1. Мемо – игра которая развивает внимание, память ребенка и расширяет кругозор (при условии, когда дети задают вопросы по поводу картинок). Картинки необходимо разрезать, перемешать, разложить в форме квадрата. Затем перевернуть рубашкой вверх. Игроки по очереди переворачивают по две карточки, таким образом, чтобы все видели изображенные на них картинки. Если игрок открывает две одинаковые картинки, то он забирает их. Выигрывает тот игрок, кто наберет больше парных картинок. Можно составить рейтинг ребенка и сравнивать его успехи.
  2. Абсурдная история – игра на развитие памяти и внимания. Для этой игры понадобятся 12 любых картинок или любых игрушек (можно начинать с 8). Выкладывая поочередно картинки (игрушки) перед ребенком, вы сочиняете абсурдный рассказ. Задача ребенка потом вспомнить сюжет нелепого рассказа по картинкам (игрушкам). Например, картинки с изображением: кот, клетка, машина, собака, попугай, лампочка, клей, дверь. Абсурдная история: Однажды кот залез в клетку. Мимо клетки ехала машина и посигналила. Кот испугался и запрыгнул на собаку. Собака прыгнула на попугая. Он клюнул лампочку. Лампочка разбилась, ее кот починил клеем, повесил лампочку в клетку. П подарил дверь попугаю.
  3. Игра «Магазин» - помочь ребенку добиться более высоких результатов в чтении. На столе выкладываются картинки с изображением различных продуктов и предметов, которые необходимо купить. Это магазин. В руки малышу даем список, что необходимо купить. Ребенок читает и находит изображение прочтенного слова на столе, картинку забирает себе в «продовольственную корзинку». Взрослому можно «хитрить», читать неправильно, просить помощи у ребенка в чтении слов.
  4. Игра «Горячо-холодно» - на закрепление таблицы умножения. Ответы на примеры прячутся в комнате. Задаем вопрос-пример – ищем ответ. Если ребенок сомневается – подсказываем с помощью слов «горячо», «холодно». (авторская модификация)
  5. Игра «Найди ответ» - на закрепление таблицы умножения. Обводим ладошку ребенка и свою. На обведенных ладошках пишем числа – ответы на примеры по таблице умножения. Друг другу задаем вопрос-пример, и стараемся быстро найти ответ на ладошке (варианты: кто быстрее, по очереди). (авторская модификация)
  6. Игра «В некотором царстве, в некотором государстве…» - на развитие воображения, памяти, внимания, мышления. Для этой игры подходят любые мелкие игрушки. Первый игрок начинает игру словами «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был …» и выкладывает любую игрушку. Второй игрок повторяет фразу первого, выкладывает свою игрушку и говорит свою фразу и так по очереди.
  7. Игра «Ам-ням». Для этой игры понадобится обычная обувная коробка. Ее необходимо обклеить цветной бумагой, сверху сделать отверстие как у копилки и нарисовать на ней забавную рожицу. Эта игра очень хороша для закрепления изученных иностранных слов. Показывая на коробку, Вы говорите ребенку, что этот маленький монстр очень прожорлив и он очень любит кушать иностранные слова. Для этого по комнате (предварительно повторив слова) вы раскладываете слова-картинки, которые ребенку необходимо было выучить. Называете слово на английском – ребенок ищет картинку, найдя ее, он подходит к Ам-няму и «кормит», т.е. опускает в прорезь картинку. Еще один вариант – вы называете слово на русском – ребенок находит картинку и опуская в прорезь, говорит это слово на английском.

Ребенка нужно любить просто так, безусловной любовью. Чем больше мы пытаемся воспитывать ребенка, давить, тем больше растет сопротивление, которое нередко проявляется в демонстративном поведении, капризности, плаксивости, нежелании выполнять требования взрослых. В первую очередь демонстрируйте веру в своего ребенка, концентрируйте внимание на любых успехах ребенка, в любой деятельности, даже если это будет просто игра!

 Список использованных источников:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ 1999. – 244 с.
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.:, 1996.
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. Битяновой М.Р.. – СПб.: Питер, 2010.
  4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.

Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Лысенко Ольга