Эти загадочные Круги Эйлера
Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая может изобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера просто и наглядно помогают формировать представления дошкольников о математических понятиях: кодирование или кодирование со знаком отрицания. При помощи кругов Эйлера можно развивать представления о множестве и операциях со множествами: сравнение, классификация или обобщение предметов по их свойствам. У младших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и в работе с ними можно использовать один круг. Предложить определить им признак предмета и выбрать карточку c символом, на которой обозначен признак. Это может быть цвет, форма или размер и поместить её в круг, обозначив при этом его признак. Например нужно разместить внутри круга предметы с определённым признаком-дикие животные, а предметы, у которых этот признак отсутствует, выкладывать за кругом. При анализе результата распределения карточек с изображением разных предметов, дети без особого труда могут обобщить предметы, оказавшийся внутри круга. Однако обобщить предметы, лежащие вне круга, детям сначала будет сложно . Следует провести 3-5 серии подобных игр, чтобы закрепить умение детей обобщать предметы, отрицая заданный признак, называя их одним словом: "не зеленые небольшие", "не игрушки", "не летают", "ни домашние животные".
Также можно использовать игры с игры с одним кругом при обучении буквам и звукам и коррекции звукопроизношения.Например попросить ребенка проговорить и разместить внутри круга картинки с определенным звуком или слогом.
В более старшем возрасте используют уже два и более пересекающихся или не пересекающихся между собой кругов. Детям нужно объяснить, что значит положить предмет в круг или обруч, и что такое положить предмет вне круга или вне обруча.В области пересечения кругов должны расположиться предметы обладающие, двумя признаками. То есть, один и тот же предмет может иметь оба заданных признака, например, и зеленый и овощ. В круги попадают предметы или картинки, принадлежащие к определённой лексической группе, обладающей или нет определённым качеством (цвет, форма или материал)
Обычно дети активно думают и обсуждают, даже спорят между собой и приходят к нужным выводам и умозаключениям.
Полученные знания и умения детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера помогают развивать логическое мышление при решении различных задач и будут служить фундаментом для успешного обучения в школе.
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Галабурда Татьяна