КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА
Современные родители стали чаще жаловаться на то, что у детей-школьников есть проблемы с заучиванием стихов, с запоминанием правил, формул, иностранных слов. Многие из родителей замечают, что в детском саду так легко ребенок учил стихи, а в школе просто беда! Ничего не запоминает. Все эти жалобы очень тревожат родителей, да и детям все тяжелее учиться в школе. Что же делать современным родителям с детьми, чтобы школьные уроки и домашние задания не превращались в катастрофу? Если проблема в запоминании, то очень полезно тренировать память и внимание, учить детей запоминать ту информацию, с которой предстоит работать. Многие зададут вопрос: можно ли память натренировать или развить? Или плохая память бывает от природы, врожденная?
Ученые утверждают, что память – это больше процесс, навык, который можно и нужно тренировать и развивать. От природы нам досталась память непроизвольная – та память, при которой запоминание происходит как бы само собой, без постановки цели запомнить и без усилий со стороны человека. Когда работает непроизвольная память, то запоминается очень яркое, эмоциональное событие или явление. А произвольная память – это тот вид памяти, который также дается нам природой, но развивается этот вид памяти при помощи волевых усилий со стороны человека: ему нужно поставить цель запомнить и затем использовать какие-то способы запоминания. А вот способам запоминания можно обучиться и натренировать навык запоминания!
Как же развивается память в детстве, можем ли мы ее развивать или тренировать у ребенка? Например, в раннем детстве взрослые, общаясь с малышом, просят назвать предмет, картинку или человека, его имя, предварительно повторив название несколько раз для малыша. Чем больше взрослые общаются с малышом, тем активнее происходит развитие всех процессов памяти, развитие речи и мышления.
В возрасте 2-3 года ребенок повторяет много слов, рифмованных строчек, стихов за взрослыми, легко вспоминая часто повторяемые фразы. До школы у ребенка ведущим видом памяти остается непроизвольная память. Для развития этого вида памяти очень важны эмоции, яркие впечатления. Обратите внимание, как легко дети-дошкольники повторяют рекламные слоганы, увиденные и услышанные всего лишь несколько раз по телевизору. Почему? Именно потому, что яркая картинка с эмоциональным звуковым рядом, плюс быстрая смена кадров привлекают, завораживают малыша, и информация запоминается автоматически (непроизвольно) и уже в следующий раз, только увидев картинку, ребенок с легкостью вспоминает слова из рекламы, даже иногда не понимая смысла сказанного. Как раз поэтому психологи и педагоги так настоятельно рекомендуют дозированный просмотр телевидения детьми и тщательный отбор просматриваемого материала для них.
Итак, память – это процесс и навык, который возможно развивать и тренировать. Это доказанный факт. Зачем память тренировать – тоже понятно. А вот что же делать, чтобы память не подводила, чтобы у ребенка не было проблем с запоминанием, чтобы учеба в школе давалась легче и без проблем? На эти вопросы есть ответы: существует огромное множество способов, упражнений и игр для тренировки памяти и внимания. Рассмотрим самые популярные и действенные из них.
- Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют использовать различные виды нейрогимнастических упражнений:
- Упражнение для улучшения мозгового кровообращения, координации движений и развития двигательной памяти: действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.
- Упражнение-разминка для повышения внимания. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук.
- Кулак – ребро – ладонь. Выполните поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.
Таких упражнений бесчисленное множество. Детям, да и взрослым очень нравится выполнять такие упражнения, особенно если поначалу совсем не получается, а затем раз – и вы с легкостью удивляете окружающих своим мастерством координации. И при этом у Вас и у Вашего ребенка тренируется внимание и память! Возьмите за привычку, как утреннюю зарядку, выполнять такие упражнения с ребенком каждый день по 3-5 минут. Как только ребенок научился выполнять упражнение, можно предлагать ему новое. И далее усложнять, добавляя к знакомым упражнениям все новые и новые.
- Упражнение – игра «Магазин». Оно подойдет для малышей с 3-х летнего возраста. Ребенок – «покупатель», взрослый – «продавец». «Покупатель» должен пойти в «магазин» и что-то там «купить» по списку. Никакой предварительной подготовки и предметов-подсказок. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, что продается в магазине. Чем больше слов он назвал правильно, тем лучше (от 3 до 7 – это уже прекрасный результат). Не забудьте поощрить ребенка!
- Упражнение «Повтори за мной». Оно предназначено для развития двигательной памяти у малышей. Поначалу взрослый располагается за спиной ребенка и выполняет несколько движений его телом – например, разводит его руки в стороны, или поднимает одну руку, или ногу, или прикасается кончиком пальца ребенка к его уху, и т.д. Всего 2-3 движения, затем можно увеличивать количество действий до 4-5. Ребенку нужно повторить самостоятельно эти движения. Более сложный вариант – стать лицом к ребенку, выполнить самому несколько движений и попросить его повторить. Потом поменяйтесь местами. Теперь Вам придется повторять движения, которые придумает ребенок.
Еще одно усложнение – запомнить и повторить движения, нарисованные на картинках, например, таких:
- Упражнение «Представь»: называем ребенку слово, например, «Лимон». Просим ребенка вспомнить
- какой лимон по форме, по цвету,
- какие звуки может «издавать» лимон, например, когда из него выжимают сок, - какой у лимона запах, вкус,
- какой лимон на ощупь.
Каждый пункт просим описать подробно. Ребенок отвечает: овальный, желтый, если выдавливать сок, то звук похож на «С-с-с-с» (или что-то похожее), как пахнет лимон, он кислый и т.д. Если ребенок затрудняется, можно помочь ему, подсказать. После описания можно показать картинку и сравнить, так ли ребенок представил себе слово.
- Упражнение «Свяжи образы». В этой игре мы будем учить ребенка связывать образы между собой – это один из важнейших навыков, необходимых для развития памяти. Например, нужно связать два образа: «белка» и «ключ». Образы сначала нужно брать конкретные, не абстрактные (время, например, образ сложный для запоминания, он абстрактен). Сначала нужно ярко представить оба образа по отдельности. Затем соединить их в каком-либо ярком движении или действии. Например, белку в дупле закрыли на ключ или белка сама открывает свое дупло ключом. Чем ярче и интереснее будет связка, тем легче запомнить пары образов. Ребенку вначале можно предлагать пары картинок, чтобы он связывал эти картинки, а затем вспоминал то, что запомнил.
- Упражнение «Парочки». Заранее подберите 7-10 слов или картинок, к каждому из них найдите «пару» – слово, как-то связанное по смыслу. Например, солнце – луна, ложка – чашка, стол – стул, волк – лиса, утка – лебедь, камень – скала, клен – береза, яблоня – груша. Прочитайте все слова, выделяя пары интонацией, при этом можно показывать картинки. Сделайте это трижды, с небольшими паузами. Через короткое время (примерно через 20 секунд) прочтите ребенку только первые слова из каждой пары или покажите картинки, попросив ребенка вспомнить слово-«пару» или картинку–«пару». Так тренируется кратковременная слуховая или зрительно-слуховая память. Хотите поработать и с долговременной памятью? Тогда попросите парные слова или картинки назвать через полчаса. Если много ошибок – повторяем всю процедуру снова. Начинать можно с меньшего количества пар слов, а затем усложнять, увеличивая количество до 10-15 (в зависимости от возраста и подготовленности ребенка).
- Упражнение «Парные картинки». Это упражнение для развития памяти у детей, несколько похоже на предыдущее, но предназначено для детей постарше, начиная с 7 – 8 летнего возраста. Это упражнение развивает ассоциативную память, активизирует зрительную. Понадобятся пары картинок, между которыми есть какая-то связь. Например, одинаковы цвет изображения на одной и фон на другой; или на одной – цифра 3, а на другой – изображение трех предметов; или на одной – заяц, а на парной – волк (или морковка, на Ваше усмотрение). Начинать можно с 2-3 пар для одного занятия, ребенок должен найти ассоциацию, правильно разложить картинки. Затем ребенок должен рассмотреть их и запомнить (50 секунд) и отвернуться. Взрослый перемешивает все карточки 2-го ряда, а после этого просит ребенка по памяти правильно восстановить картинки-«пары». Как усложнение – можно перемешать все картинки или дополнить парочкой новых.
- Игра «Я знаю 5 имён…». Оно также подходит для детей старшего дошкольного возраста и старше. Игру можно проводить с мячом: ребенок повторяет фразу «Я знаю 5 названий…» и при этом стучит мячом об пол или подбрасывает его вверх и ловит. Взрослый предлагает вспомнить 5 предметов, объединённых одной темой или одним признаком. Например: «назови 5 животных», «назови 5 предметов круглой формы», «назови 5 предметов желтого цвета». Повторы не засчитываются.
- Упражнение «Учим стихотворение при помощи «Пиктограмм». Пиктограмма – небольшая картинка, символ, который передает информацию об объекте или мысли. Причем, не надо старательно прорисовывать картинку, чтобы передать важную информацию. Достаточно иногда набросать несколько линий, схематично нарисовать предмет или что-то, что ассоциируется с нужным словом или мыслью. Например, нарисуйте елочку со звездой вверху, и что у вас сразу возникнет в памяти? Конечно, Новый год, поскольку елка у нас ассоциируется с этим праздником.
Например, отрывок стихотворения можно запомнить такими картинками:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах:
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
И такие простые схематичные картинки являются отличным помощником при запоминании стихов. Ребенок-школьник учит стихотворение, сам прорисовывая пиктограммы к нему, а дошкольнику картинки может нарисовать взрослый, при этом рассказывая стихотворение. Вначале можно использовать готовые картинки, подбирая их по смыслу стихотворения, а затем уже рисовать самостоятельно. Картинки можно рисовать как на каждое слово, так и на фразу, изображая главную ее мысль. Кстати, пиктограммами можно запоминать и произведения, написанные в прозе - небольшие рассказы, например.
Важно, чтобы занятия стали регулярными, по 10-20 минут в день и тогда навык запоминания сформируется у ребенка обязательно.
Надеемся, что среди предложенных упражнений и советов Вы найдете те, которые станут помощниками на пути к совершенствованию памяти Вашего ребенка. Искренне желаем Вам успехов в развитии Вашего ребенка!
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Татьяны Круглей
Понравилась статья? Поделись с друзьями!