Приобщение к музыке детей с использованием музыкальных инструментов
Игра на детских музыкальных инструментах,шумовых инструментах в ансамбле или детском оркестре, является одним из основных видов детской музыкальной деятельности. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры, без сказки!Ведь любовь к музыке не возникает сама по себе!Детям необходимо понять,что музыка имеет свой язык,свою музыкальную речь,которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Музыкальность каждого ребенка-комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного его осуществления.
Три музыкальных способности образуют ядро музыкальности:
- Ладовое чувство
- Чувство ритма
- Музыкально-слуховое представление.
С возрастом приобретая некоторые навыки в разных видах музыкальной деятельности, будь то пение, музыкально-ритмические движения, или игра на детских музыкальных инструментах-дети получают возможность активно,творчески осмыслить содержание музыки. Музыка-тончайший инструмент воздействия на чувства! Интерес детей к детским музыкальным инструментам, к детскому оркестру, как средству музыкального воспитания всегда был очень велик! На музыкальных занятиях необходимо использовать различные инструменты, что способствует творческой активности детей, расширяет их музыкальные впечатления и вызывает большой интерес. Это очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной жизни и самореализации как личности! Дети очень любят играть в оркестре. Любой музыкальный инструмент-это чудодейственный предмет, завораживающе действующий на них. И, конечно, хотят играть все дети!Малышам очень нравится,когда музыкальный инструмент принесет какой-нибудь сказочный герой: мишка, собачка, Петрушка, кукла. Посредством музыкально-игрового образа,дети постигают мир музыки в игровой форме и творят в нем! На начальном этапе у детей происходит накопление музыкально-слуховых представлений.Малыши учатся различать звуки по высоте, тембры: низкий, средний, верхний. Так в упражнениях: "Повтори звук", "Музыкальное эхо", "Тихо-громко" у детей развиваются одновременно и ритмический, и динамический слух. В этих упражнениях широко используются музыкальные инструменты: бубны, деревянные ложки, ксилафоны. Малышам нравиться играть на металлофоне, как скачет зайчик, лошадка, как капает дождик, как в окошко лучиками стучит солнышко по утрам, у детей постоянно обогащается опыт восприятия музыки, развиваются музыкальные способности, появляются признаки музыкальной одаренности.
Дети все точнее определяют звуки по высоте,учатся различать инструменты по тембру, так как звуковысотный слух рождается из тембрового. Малыши очень любят извлекать звуки на музыкальных инструментах с пением, с аккомпанементом и без него, при этом они очень воодушевлены и радостны! Играя на ксилафонах, воспитанники знают, что палочка-молоточек должен "петь" в руке, что он радует и помогает играть. Детям постарше можно предложить оркестровку музыкальных произведений,которая побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, в звучание инструментов. Ведь мелодию всегда организует ритм. Ритмично бьется сердце, тикают часы, стучат колеса поезда. Детям можно предложить самим выбрать музыкальный инструмент, или потом поменяться. Даже пассивные дети становятся активными и инициативными! Каждый ребенок сам, как чудесный инструмент! И если ему помочь зажечь искорку творчества, то он сможет создать и исполнить свою неповторимую мелодию! Музыкальные способности детей могут быть развиты на различном репертуаре, в том числе и на неимеющем подлинной художественной ценности. Таким образом, игра на музыкальных инструментах развивает не только музыкальные способности детей, но и доставляет огромное удовольствие, улучшает настроение и даже иногда определяет их дальнейший жизненный путь для каждого ребенка в отдельности! Ведь не зря говорят: "Ребенок-это не сосуд, который надо заполнить,- это огонь, который надо зажечь!"
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Лученок Наталья