Ребёнок и его демонстративность, часть 2
Негативное самопредъявление.
При этом варианте развития демонстративный ребенок для привлечения к себе внимания окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает себя «ужасным ребенком», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным, реализовать свою демонстративность. Взрослые своей реакцией это "поддерживают": они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, как только он прекращает свои бесчинства.
Парадоксальным образом, формы обращения, используемые взрослыми в качестве наказания, для демонстративного ребенка становятся поощрением. Истинным наказанием может быть только лишение его внимания, т. к. любые эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выражаются ли они в положительной форме (улыбка, одобрение, похвала) или в отрицательной (замечание, наказание, ругань). А так как положительной реакции добиться труднее, чем отрицательной, ребенок избирает более простой путь.
Как обращаться с «негативистом».
При негативном самопредъявлении рекомендации просты, хотя следовать им не всегда бывает легко. Основной принцип – это четкое распределение и регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший. Главное здесь – замечать его именно в те минуты, когда он незаметен, не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Как только такие выходки начинаются, любые замечания нужно свести к минимуму.
Очень важно, чтобы взрослые отказались от бурных эмоциональных реакций, поскольку их-то ребенок и добивается. Активное эмоциональное отношение к проделкам демонстративного негативиста – это по сути дела не наказание, а поощрение.
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, отсоединить шнур и спрятать, заявив: «До завтра телевизор смотреть не будешь», а затем не обращать внимания на все недовольства и крики о том, что он «разыщет шнур», «разобьет и выбросит телевизор» или тому подобное.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он мог бы реализовать свою демонстративность. Особенно хороши для этого театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением постоянно играет какую-то роль – вот и дайте ему возможность играть ее не в быту, а на сцене. При этом, специально заботиться о его успешности необходимости нет – он почти наверняка сумеет добиться успеха сам без посторонней помощи. Лицедейство – его стихия.