Устный счёт: Как дошкольнику научиться считать в уме
Умение считать в уме остаётся полезным навыком для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствам, способными считать за него.
Нынешним школьникам, выросшим с планшетом в руках, на первый взгляд этот навык может показаться ненужным. Гораздо проще достать калькулятор на телефоне и вычислить любой пример. Но тут важно вспомнить о том, что как только мы перестаём считать в уме, мы перестаём развиваться. Ведь устный счёт – это такое же необходимое умение, как способность читать и писать. Практика устного счёта служит отличной тренировкой мышления, логики, интеллекта. Счёт в уме повышает способность к обучению, помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения. Кроме того, решая примеры в уме, активизируются внимание и память. Поэтому заниматься со своим будущим первоклассником устным счётом будет полезно и родителям.
Убедившись, что дошкольник свободно считает до 10 и обратно, можно осваивать базовые арифметические действия и понятия:
- Следующее и предыдущее число
- Число через 1
- Соседи числа
- Больше, меньше, равно
- На сколько больше, на сколько меньше
- Состав числа
- Счёт с переходом через 10.
Навык устного счёта требует развития и тренировки, чтобы довести его до автоматизма. Ведь регулярность и повторение материала – основа крепких знаний.
Для развития устного счёта можно использовать различные задания и упражнения. Вот некоторые из них:
«Магазин». Игра в магазин – практичный способ показать детям монеты в употреблении . Это любимая игра как малышей, так и детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Настольные игры-ходилки». Играя, дети не только весело проводят время, но и упражняются в устных вычислениях – им приходится совершать определённое количество шагов вперёд или назад по очереди с другими игроками.
«Математический диктант». Это упражнение отлично развивает навыки устного счёта, а выполнять его можно с ребёнком даже стоя в очереди в магазине. Прибавь к трём единицу, отними два, прибавь четыре. Какое число я задумала?
«Устные счётные рассказы» - это задания, в которых ребёнку предлагается рассказать историю, связанную с математикой. Например, он может рассказать историю о том, как он разделил 10 конфет между своими друзьями. Это помогает развивать коммуникативные навыки и умение применять математические знания в реальной жизни.
«Угадай число», где ребёнок должен задавать вопросы, чтобы угадать число, которое вы загадали. Например, «Это число больше, чем 10?» «Это число находится после 5?» и т.д.
Это лишь некоторые из упражнений, которые могут быть использованы для развития устного счёта. Важно подбирать задания и игры, которые будут интересны и подходят для возраста и уровня подготовки учеников. Помогая ребёнку в освоении устного счёта, не стоит забывать о главном: общение с цифрами должно вызывать положительный эмоциональный отклик, хвалите ребёнка за малейшие успехи, чтобы показать, что его усилия важны и ценны; делайте объяснение максимально наглядным, обращая внимание на индивидуальные потребности и способности ребёнка.
Автор, преподаватель Образовательного центра Май Бэби Кирилюк Елена